Как научить ребенка самостоятельности: от 1 года до 3 лет

 

Как научить ребенка самостоятельности? Любую работу нужно начинать с начала, в нашем случае — с рождения ребенка.

Родившись, ребёнок постепенно, пробует проявлять свою самостоятельность: раскачивает игрушки над кроваткой, пытается брать бутылочку в руку, потом — ложку, позже — пробует пользоваться горшком.

Однако возможности малыша ограничены. По мнению некоторых родителей, подобная активность вредна для ребёнка и даже опасна. Поэтому вместо того, чтобы разрешить ему пробовать свои силы, они стараются делать всё сами.

Это не всегда оправдано. Естественно, что малышу трудно, например, удерживать долгое время в руке ложечку, но почему не предоставить ему возможность съесть две ложки овощного пюре самому? Пусть он испачкается, зато сколько радости принесёт ему настоящее взрослое действие.

В этом возрасте ребенку трудно концентрировать внимание на каком-то одном действии, в связи с этим не ждите от него собранных игрушек и застегнутых пуговиц.

Но любые попытки самостоятельных действий поощряйте проявлением искренней родительской радости. Для детей постарше самообслуживание и самостоятельность разные понятия, но в возрасте трех лет самостоятельность выражается именно стремлением к самообслуживанию, пока не всегда качественному.

Дозвольте ребенку пробовать. Пусть сам себе одевает футболку, ботинки, берет на прогулку игрушку на свой выбор, моет руки. Убирайте игрушки вместе с ним, пусть он активно участвует в процессе, а не наблюдает за вами. Приучайте не шуметь, когда кто-то отдыхает. Хвалите и одобряйте всякое действие, направленное на выражение самостоятельности.

В периоде от 1 года до 3 лет ребенок в первую очередь учится мыслить. Это время первых построений логики последовательности действий. Конечно пытаясь вымыть пол или пропылесосить, как это делает мать, ребенок не думает, что эти действия направлены устроение порядка в квартире. Сейчас это только подражание, пока больше разрушительные действия.

Родителям которые хотят научить ребенка самостоятельности, следует не запрещать, а помочь малышу осознать результат собственной самостоятельной деятельности. Конечно не все сразу будет у него получиться, это в возрасте до 3 лет и не столь важно, важно другое — первые попытки сознания собственного действия. К сожалению, в современном мире, все мы куда-то бежим, торопимся, вместо того чтобы остановиться и подождать, пока ребенок самостоятельно оденется или пообедает, мы вынуждены выхватывать у него из рук ложку, быстро одевать его, собирая в детский сад, для того чтобы не терять драгоценного времени.

Читайте также:

Как научить ребенка убирать игрушки?

Как отучить ребенка от &#171,памперсов&#187,

Развитие навыков общения у ребенка 

 Два примера неправильного, весьма популярного поведения родителей.

Рано утром мать собирает дочь в детский сад. Девочка хочет одеться сама. Спросонья у нее это не получается: она путается в последовательности надевания вещей, не попадает головой в ворот платья.

Мама, наблюдая «за этой неспешностью», не выдерживает, выхватывает из ее рук трусики, колготки, всё это быстро надевает на девочку и торопится на выход.

Расстроенная девочка отказывается от дальнейших самостоятельных действий, ждёт, пока мама наденет на нее сапоги и куртку. В детский сад они приходят вовремя, но обе расстроены — мама от того, что накричала на малыша, а ребёнок — от обиды на маму.

Такое же раннее утро, те же утренние сборы. Мальчик категорически отказывается от помощи мамы в одевании, при этом тоже путает порядок надевания вещей, делает всё крайне медленно.

Спокойно наблюдая за происходящим, мама не торопит, ждёт, пока сын соберётся, чтобы выйти из дома. В результате пусть и медленно, ребенок со своей задачей справляется, но в детский сад они опаздывают.

Казалось бы, мама во второй ситуации поступила абсолютно правильно — она не стала торопить сына, терпеливо ждала, пока он оденется, чтобы пойти в садик. Разве этим она не помогла ему приблизиться к пониманию самостоятельности?

Всё бы так, да вот только в детский сад они опоздали, не предусмотрели будущий выговор воспитателей. Какими должны быть выводы ребенка? Он долго одевался, поэтому и опоздал, следовательно, он не способна к самостоятельным действиям.

Вот и первый комплекс, подаренный мамой. А ведь в обоих ситуациях можно было бы поступить по-другому: достаточно было разбудить ребёнка на 15 минут раньше, помочь ему одеться почти самостоятельно, подавая вещи в нужной последовательности.

Как научить ребенка самостоятельности: рекомендации родителям

  • Поощряйте каждые попытки малыша проявить самостоятельность.
  • Старайтесь наглядно показать будущие последствия поступков малыша (липкий пол от пролитого сока, чистота на кухне после того как пол вымыт и т. д.).
  • Наберитесь терпения.
  • Не кричите на ребёнка — это не придаст малышу уверенности в себе, а, наоборот, только навредит ему в будущем.
  • Помогайте, но не навязывайте свою помощь активными действиями, старайтесь, по возможности позволить малышу действовать абсолютно самостоятельно, создавать у него ощущение участия в принятии решения.
  • Не ждите сиюминутных результатов: ребёнок ещё слишком мал.

Первые 3 года — это период пассивного накопления знаний. Для того что бы успешно научить ребенка самостоятельность возьмите себе на вооружение следующий лозунг: «Уважаю, помогаю, не спешу».

Оцените статью
Медицинский справочник заболеваний сердечно-сосудистой системы, методы лечения и профилактики, советы от профессионалов