Умение читать – один из наиболее важных навыков для ребенка, который в дальнейшем поможет ему осваивать другие дисциплины. Если в детском саду воспитатель может прочитать ребятам какое-то задание, то уже в школе мальчики и девочки должны делать это самостоятельно. Игры, обучающие детей чтению, являются самым эффективным, а главное – нескучным способом вызвать в дошкольниках интерес к буквам и книжкам.
Игры, обучающие детей чтению: 5 этапов от «я наблюдаю» к «я умею»
Каждый родитель или педагог, занимающийся развитием детей, должен осознавать, что любой навык прививается поэтапно и небыстро. Потому наивно полагать, что дав в руки малышу книгу, он сразу же ей заинтересуется и бегло прочтет главу за главой. Надо учитывать, что у ребенка в разном возрасте различные способности к обучению и мотивация. Опираясь на эти два фактора, и следует подбирать соответствующие игры.
Можно разделить весь игровой процесс обучения на 5 этапов:
- «Я наблюдаю». Первоначальное знакомство ребенка с буквами и словами возможно уже в самом раннем возрасте (2-3 года), когда в лексиконе появляются осознанные короткие фразы. На данном этапе важно, чтобы во время игры в куклы, кубики, машинки ребенок как можно чаще видел буквенные обозначения и слова. Так, папа может строить вместе с сыном башню из конструктора, на гранях которого нарисованы буквы. Мама же легко сумеет заинтересовать дочку, сшив забавные буквы-подушки с глазами, ротиком, ручками и ножками, и используя их в игре в персонажи (например, дочь – «А», мама – «О», они здороваются, кушают, танцуют).
- «Я ассоциирую». Становясь старше (3-4 года), малыш уже может связать предметы окружающего мира с их названиями. Он изучает животных, цвета, знает имена родственников и друзей, различает понятия «горячо-холодно» и «право-лево». Поэтому игры для обучения чтению в этот период должны строиться на ассоциативном восприятии. К примеру, можно сделать карточки разного цвета, а на оборотной стороне писать названия данных цветов или первую букву (желтый – «Ж»).
- «Я знаю». Данный этап очень тесно связан с предыдущим, ведь многие дети благодаря ассоциативному мышлению уже с легкостью могут найти в книжках знакомые «загогулины». Но теперь важно выучить весь алфавит по порядку. Для этого нет ничего лучше, чем игровой набор с изображением знакомых ребенку предметов, которые начинаются с конкретной буквы («А» – арбуз). Также можно приобрести магниты на холодильник, и во время кормления ребенка на кухне просить его по порядку расставить все буквы или выбрать только гласные.
- «Я складываю». Для этого этапа понадобятся игры обучающие чтению в 5 лет. Когда дошкольник выучил алфавит, знает, как называются предметы в окружающей среде, то можно пробовать скалывать из букв слоги. Начинать необходимо с элементарного. Самыми знакомыми и понятными, само собой, являются слова с двумя одинаковыми слогами – «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Также ребенку легко даются звуки, произносимые животными (Барашек – «бе»).
- «Я умею». На этом этапе следует выбирать игры обучающие чтению для детей 6 лет. Сын или дочь уже могут составлять короткие слова из букв и слогов, значит, надо совершенствовать этот навык. Понадобится развитие скорости и беглости. Можно уже пытаться объяснить, что такое гласные и согласные, мягкие и твердые, а также пробовать составлять длинные слова с тремя и более слогами. Игры могут быть направлены на развитие реакции, скорости прочтения и на расширение словарного запаса.
На любой покупной игре, обучающей детей чтению, должна быть указана примерная возрастая категория. Но не стоит к ней строго привязываться, ведь кто-то из малышей может обучиться данному навыку достаточно рано, а другие смогут читать по слогам только непосредственно перед школой. И оба варианта – норма, поскольку у каждого есть свои особенности, способности и предрасположенности.
Примеры игр с детьми для обучения их чтению
Примерами того, как играя научить ребенка читать, могут стать следующие варианты игр:
- Можно самостоятельно распечатать на принтере или купить уже готовые карточки со всевозможными слогами – «ма», «ка», «ту», ба», и т.д. В простом варианте на доске взрослый пишет маркером в столбик несколько слогов, а ребенок должен найти такой же слог у себя на карточке. Усложненный вариант – первую часть слова записывает взрослый, а дети подбирают второй слог на табличке, чтобы получилось новое слово – «ма+МА» или «ма+ША».
- Если девочка или мальчик уже хорошо произносят названия знакомых предметов, птиц и зверей, растений, и понимают, какая должна быть первая буква, то следует увлечь их такой игрой. Выбираются 4 буквы и 16 разнообразных изображений. К каждой букве на прикрепленный шнурок надо нанизывать только те карточки, на которых есть предметы, в наименования которых эта буква встречается – «Ш»+мышь+шишки+кувшин+шарик.
- Складывать простые слова легче всего из карточек, разделенных на 3-4 части. На каждом фрагменте есть часть единого изображения и написана одна буква. Ребенок должен подобрать и сложить рисунок правильно, чтобы можно было прочесть слово целиком – «М+Я+Ч».Более усложненный вариант – это игра обучающая чтению по слогам. Тогда на частях карточки написаны не отдельные буквы, а слоги – « ман+да+рин».
- Родители могут подготовить интересные ассоциативные пособия для детей с секретными окошками. На листе бумаге по сегментам располагаются изображения животных. Сверху приклеивается второй лист с наложением звуков, которые соответственно издает конкретное животное. Вырезаются окошки на верхнем листе. Ребенок должен прочесть звук, например, «Хрю» и назвать, какому животному он принадлежит. Открывается окошко, чтобы проверить правильность ответа – в нем нарисован поросенок.
- Малышам очень нравятся игры, в которых задействованы тактильные ощущения. Так, делается круг с сегментами, в которых изображены различные предметы, овощи, фрукты, животные, растения, машины, и проч. Все названия данных рисунков должны соответствовать каждой букве алфавита. В легком варианте по порядку, в усложненном – вразноброс. На прищепки сверху приклеиваются буквы, а задачей ребенка является прикрепить прищепку к соответствующему рисунку, чтобы получилось своеобразное солнышко – «Б» на барабан, «Ц» на цаплю, и т.п.
- В магазинах продаются отличные игры-лото с бочонками. Такую же игру можно запросто сделать самостоятельно, в качестве бочонков можно использовать крышки от бутылок, а карточки запросто можно найти в интернете и распечатать. Игрок получает карточку с изображением животного или растения и должен составить из бочонков название – «Олень» получается из пяти бочонков «о+л+е+н+ь».Для лучшего понимания гласные буквы имеют красный ободок, а согласные – синий.
- Игра «,Составь слово по первым буквам картинок», помогает закрепить буквенный состав слова, развивается внимание ребенка, память, логическое мышление. На картонный лист приклеиваются различные картинки, это могут быть животные, птицы, фрукты, овощи, растения и т.д. Под каждой картинкой приклеивается кармашек, в который будет помещаться буква.
- По правилам игры «,Буква потерялась», ребенок должен рассмотреть предложенную картинку и прочесть, написанное под ней слово, а далее определить, какой буквы не хватает. Чтобы усложнить задачу, можно закрыть картинку, а после того, как ребенок прочтет слово, разрешите ему посмотреть, что там изображено.
- Настольная игра «Читаем по слогам» учит детей составлять самостоятельно двусложные слова с помощью домино.На каждой карточке сверху и снизу написан по слогу. Игроки должны в свой ход выложить на поле одну или несколько своих карточек, чтобы они с другой карточкой составили одно слово – «ка» верхний слог первой карточки + «ша» нижний слог второй.
Взрослые могут сделать такие игры своими руками и даже привлечь к творческому процессу детей. Но можно приобрести уже готовые варианты в магазине игрушек.
Читайте также:
Кубики Зайцева — методика обучения детей чтению
Игры для обучения счету малышей
Занятия по методике Монтессори
Игры, обучающие детей чтению могут быть и в виртуальном формате. Они не менее увлекательны, чем настольные. Есть детские кроссворды и «Скрабл», и даже для самых маленьких составление букв в алфавитном порядке. Но родителям стоит помнить, что за экраном компьютера или мобильного гаджета ребенку не следует проводить более 10-15 минут в день.