Многие родители спешат отправить ребёнка в школу как можно раньше, а готов ли ребенок к школе?
Родители боятся упустить время, хотят иметь запас времени на всякий случай. А бывает и так, что в садик ребёнок не ходит , нет такой возможности, а маме хотелось бы уже на работу ходить.
Да и утомляет любознательный дошкольник своими бесконечными вопросами, и хочется эту обязанность доверить учителям , они и зарплату за это получают, и лучше знают, как ответить.
Ещё родители могут опасаться, что ребёнок так и вырастет одиночкой, если его не отправить вовремя в детский коллектив. Но спешить тоже не стоит. Иногда лучше подождать год, чем столкнуться с ворохом проблем, которых могло бы и не быть.
Следует понимать, что школа , это не столько обучение как таковое, сколько новая среда со своими правилами и особенностями. И первоклассник должен быть готов к жизни в этих условиях, готов не просто учиться, но именно быть школьником.
Итак, как понять, котов ли ваш ребенок к школе?
Техническая сторона готовности ребенка к школе
Чтобы понять готов ли ребенок к школе, в первую очередь нужно обратить внимание на техническую сторону. Если здесь есть проблемы , об остальном нет смысла даже думать.
Школа , это такое место, где рядом не будет ни мамы, ни старшей сестры , никого из близких. Да, какие-то ситуации учительница сможет решить, но в целом маленький школьник должен быть достаточно самостоятельным.
- ребенок должен уметь самостоятельно переодеться на физкультуру и обратно,
- самостоятельно снять и надеть зимнюю одежду,
- переобуться в сменную и уличную обувь,
- если речь о девочке , то ещё и поправить причёску.
- Если ребёнок носит контактные линзы , снимать и надевать их он должен уже сам.
- Также ребёнок должен уметь сам съесть еду , или из столовой, или ту, что мама дала с собой , и при необходимости привести себя в порядок после этого.
Если есть аллергия или какие-то другие проблемы, из-за которых будущему школьнику нельзя есть какую-то еду , он должен понимать, что эту еду ему нельзя есть (причём не на уровне «,мама не видит , значит, можно»,, а хорошо знать, что будет, если он её всё же съест), и уметь внятно об этом сказать.
Никто не будет следить, чем дети делятся друг с другом на переменке и что конкретно положил повар в тарелку в столовой.
Если ребенок готов к школе он должен также самостоятельно сходить в туалет (а ведь он может быть совсем разных конструкций!), в том числе и быть готовым к тому, что в школьном туалете не так чисто, как в домашнем.
Читайте также:
Развитие навыков общения у ребенка.
8 фраз которые нельзя говорить детям
Как уложить ребенка спать?
Как повысить самооценку ребенка
Ещё следует учесть, что в в школе не получится просто так взять и сходить в туалет, когда захочется , нужно либо успеть это сделать на переменке, либо на уроке отпроситься (а значит , знать, какие слова нужно сказать, чтоб и учительница поняла, и одноклассники не смеялись).
Для мальчиков могут оказаться сюрпризом писсуары в открытом пространстве , как так, другие дети будут смотреть как он делает то, что положено делать только в одиночестве!
И, конечно же, деньги. Ребёнок должен уметь ими пользоваться, хотя бы на уровне «,купить воды»,. Также хорошо бы понимать разницу между своими вещами и чужими, что нельзя просто так без спросу взять фломастеры другого школьника, или отдать свои насовсем, рассчитывая на то, что родители купят другие.
К технической стороне относится и необходимость сидеть за партой. Для младших школьников устраивают физкультминутки , но обычно это несколько движений под команды учительницы, да ещё и с учётом ограниченного пространства. Помахали ручками, потянулись, пару раз подпрыгнули, всё.
Так что ребёнок должен быть физически способен усидеть на одном месте хотя бы 15-20 минут, и в целом за день высидеть несколько часов.
Если у него при этом начинает болеть спина , такой ребёнок к школе пока не готов. В сомнительных случаях следует проконсультироваться с врачом. Впрочем, врач в любом случае лишним не будет.
Готов ли ребенок к школе физически?
Физическую готовность ребенка к школе определяют на медосмотре. Обычно от школьников требуют прохождения медосмотра, врач должен подтвердить, что этот ребёнок физически достаточно развит, и готов к школе.
Хорошо бы также проверить зрение и слух , дома проблемы такого рода могут остаться незамеченными, а в школе, особенно если школьника посадят на заднюю парту, очень осложнить ему жизнь.
Также следует обратить внимание на внятность речи. Маленькие дети часто не выговаривают какие-то отдельные буквы, с возрастом это само проходит, или родители обращаются к логопеду.
К школе проблемы такого рода следует решить , нужно, чтоб посторонний человек мог понять, что же школьник пытается сказать. Важно проверять именно на посторонних людях, близкие обычно привыкают к особенностям речи ребёнка и понимают его лучше.
Готов ли ребенок к школе психологически?
Опять же, речь пойдёт не о том, умеет ли ребёнок читать, писать, считать. Школа , это такое место, где мамы нет рядом. В последнее время мобильные телефоны несколько сгладили эту проблему , но всё равно, ребёнок должен быть готов оказаться там, где нет мамы и других родственников. Лучше, если школа не будет первым таким местом.
Что бы понять готов ли ребенок к школе психологически, можно для пробы оставить будущего школьника с подругой, лучше у неё дома, а не на знакомой территории. Если ребёнок ходит в садик , с этим легче, такой опыт у него уже есть. Ещё хороший вариант , кружки, когда мама может сидеть в коридоре, но на занятии не присутствует.
Школа , такое место, где нужно уметь слушаться. Учительница говорит, что делать, и все дети должны делать именно это. Не одновременно, не хором (хотя так тоже бывает) , а выслушать последовательность действий, запомнить и выполнить.
Ребёнок должен это уметь. Проверить проще всего по играм, в которых нужно не реагировать на стимул, а запомнить правила и выполнить их. Всевозможные настольные игры, или те же классики с резиночками.
Ещё не лишним будет проверить, как ребёнок переносит вынужденную близость с незнакомыми людьми. Ведь в школе не получится побыть одному, всё время рядом какие-то люди, дети, учителя, они дышат, пахнут, разговаривают. Это и для взрослого интроверта может быть тяжёлым испытанием.
Может ли ребёнок делать одно дело 5-10 минут подряд, не отвлекаясь? Может ли он доделать дело до конца, не бросая на середине? Этот навык удобно проверять на раскрасках и подобных занятиях , заодно можно и мелкую моторику оценить.
Напоследок , у ребёнка готового к школе должен быть некий объём знаний об окружающем мире и своём месте в нём. О конкретном содержимом часто спорят, но в любом случае школьник должен знать свои имя, фамилию и адрес, имена и фамилии родителей, братьев, сестёр, хорошо бы ещё имя и адрес кого-то из родственников, к кому можно было бы обратиться в нештатной ситуации.
Если в семье пользуются домашними именами , то ещё и понимать, что домашнее имя , это для своих, а в школе нужно пользоваться официальным. Должен знать свой пол и что из этого следует (хотя бы , в какой туалет идти, и как поступать на физкультуре, когда учитель скажет мальчикам делать одно, а девочкам другое).
Пользоваться мобильным телефоном хотя бы на уровне «,позвонить родителям»,.
Иметь какой-то словарный запас, уметь назвать всё то, что обычно встречается в быту и на улице.
Понимать, что есть темы, о которых не принято говорить с посторонними (и это не только секс, ему ещё не время, а ещё и подробности домашней жизни, например, дорогие покупки).
Знать, как реагировать на попытки постороннего человека угостить конфеткой или увести с собой.
Понимать, какие прикосновения приемлемы между чужими, а какие , только в семейном кругу (или и вовсе только в специальных ситуациях вроде врачебного осмотра).
Иметь элементарные представления о приличном поведении. Часть таких знаний ребёнок впитывает автоматически, наблюдая за поведением старших , но некоторым вещам всё же приходится учить.
И это работа родителей, школа эту работу за них не выполнит. Надеюсь данная статья поможет вам определить готов ли ребенок к школе.
Тест для родителей «,Готов ли ваш ребенок к школе?»,
Психолог Джеральдина Чейни разработала тест для родителей, чтобы оценить степень готовности ребенка к школе. Выполнив его с помощью наблюдения и ответов на вопросы, вы сможете оценить уровень готовности вашего ребенка к школе.
Выберите подходящий для вас ответ, а затем оцените результаты. Стоит ли упоминать, что, выполняя тест, следует быть предельно честными с самими собой?
Оценка развития познания
- Понимает ли ребенок основные понятия (правый- левый, большой-маленький, верх-низ, виз, под-над)?
- Умеет ли ребенок классифицировать предметы в группы (стол, стул – мебель)?
- Может ли ребенок предугадать концовку простого рассказа?
- Может ли ребенок запомнить и выполнить как минимум 3—4 указания (например, надень тапки, пройди в ванную, там умойся и принеси мне полотенце)?
- Знает ли ребенок алфавит?
Оценка жизненного опыта
- Приходилось ли ребенку бывать со взрослыми в общественных местах (магазин, почта, банк) ?
- Был ли ребенок в библиотеке?
- Был ли ребенок в зоопарке, в музее, в деревне?
- Читаете ли вы ребенку регулярно, рассказываете ли истории?
- Есть ли у ребенка повышенный интерес к чему- либо?
- Есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
- Знет ли ребенок названия оснвных окружающих предметов?
- Легко ли малыш отвечает на вопросы взрослых?
- Может ли ребенок объяснить, для чего предназначены разные вещи (например, шкаф, пылесос, плита, холодильник)?
- Может ли ребенок объяснить расположение предметов: в коробке, на коробке, за коробкой, возле коробки, под коробкой и т. д.?
- Способен ли ребенок, рассказать историю, или какой-нибудь произошедший с ним случай?
- Четко ли ребенок выговаривает звуки?
- Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребенок поддержать общий разговор, разыграть ситуацию или участвовать в домашнем спектакле?
Оценка уровня эмоционального развития
- Весел ли ребенок дома и среди друзей?
- Считает ли ваш ребенок что может многое?
- Легко ли ребенок переносит смену обстановки, изменение в режиме?
- Способен ли ребенок занять себя самостоятельно некоторое время?
- Способен ли ребенок соревноваться с другими детьми?
Общительность ребенка
- Легко ли ребенок включается в игру других детей, делится ли игрушками с ними?
- Соблюдает ли ребенок очередность в игре и различных ситуациях?
- Способен и ребенок не перебивая выслушать других?
- Ребенок хорошо слышит, видит?
- Он способен спокойно посидеть некоторое время?
- Развита ли у малыша координация моторных навыков (например, может ли он прыгать, спускаться и подниматься самостоятельно по лестнице без помощи взрослых и т. п.)?
- Ребенок большую часть времени выглядит бодрым и увлеченным?
Зрительная память и восприятие
- Способен ли ребенок различить схожие и несхожие формы (найти картинку, чем то отличную от других)?
- Может ли ребенок различать короткие слова и буквы(кот/год, б/п)?
- Может ли ребенок заметить отсутствие предмета, если ему сначала показать несколько, а затем один убрать?
- Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, окружающих его в повседневной жизни?
- Способен ли ребенок разложить порядку серию картинок?
- Может ли самостоятельно, без постороннем помощи, сложить головоломку, картинку из пазлов, включающую 15 и более элементов?
- Может ли составить небольшой рассказ по картинке?
Уровень слуховых способностей
- Знает ли ребенок что такое рифма, и может ли рифмовать слва?
- Различает ли слова, начинающиеся на равные звуки, например, лес/вес?
- Может ли повторить за взрослым последоватеьно несколько цифр и слов?
- Может ли ребенок пересказать рассказ, сохраняя основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
- Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно?
- Ребенок любит когда ему читают книги?
- Задает ли вопросы о значении непонятных ему слов?
После того как вы ответили на вопросы, проанализируйте результаты. Для этого совершенно не обязательно быть психологом.
Посмотрите, на какие вопросы ответы в основном были отрицательными. Вы сможете сделать вывод, на что обратить внимание и поймете насколько ваш ребенок готов к школе.